Значительные усилия общество и политики прилагают к поиску идеи, способной консолидировать государство, а вместе с тем нивелировать те внутренние разногласия, в том числе и в региональной политике, которые сегодня взбудоражили всю Украину. Разницу в стереотипах, которые отстаивают сторонники разных политических сил, не следует преувеличивать, но также ее не следует и недооценивать. Ведь именно на этих расхождениях довольно мощно и технологично играют политики, что доказывает наличие питательной почвы, которая время от времени делает возможные языковые и политические спекуляции, искривленное трактование исторических событий. Сегодня Украина получила очередной шанс немного ослабить такие отрицательные тенденции благодаря перспективе реализации проекта "Евро–2012". Автор далека от мысли рассматривать "футбол как национальную идею". Хотя именно так характеризует проведение европейского чемпионата в Украине и Польше президент Федерации футбола Украины Суркис, который сыграл весьма значительную роль в том, что победной стала общая украино-польская заявка. По его словам, необходимым является "объединение вокруг футбола, независимо от политических убеждений, языковых и других признаков". Перспектива проведения европейского чемпионата - очередное подтверждение того, что Украину все-таки воспринимают в мире как европейское государство, способное за пять лет осуществить экономический рывок. Действительно, реализация футбольного проекта откроет перед Украиной широкие возможности для привлечения значительных инвестиций на развитие инфраструктуры. Поможет построить европейского уровня отели, проложить современные автомобильные трассы, которые, наконец, едва ли не впервые, соединят восток и запад страны. Как, например, автомобильная дорога Львов-Луганск. Но не только. Подготовка к чемпионату открывает пути к консолидации на разнообразнейший уровнях, а в том числе, и к улучшению координации и взаимодействия между ветвями власти. Если говорить об европейских ценностях, то процесс подготовки к "Евро–2012" предоставит власти возможность продемонстрировать, насколько она является на самом деле прозрачной в процессе принятия решений, распределения бюджетного средства, выполнения бизнес-проектов, проведения тендеров, и действительно ли она отказалась от коррупционных схем. Не хотелось бы, чтобы подготовка к чемпионату означала всего лишь получение отдельными бизнес-группами мощных рычагов влияния на процесс распределения бюджетных средств, которые планируется выделить на это на протяжении нескольких лет. Одним из предохранителей такого хода событий может быть не только законодательство, но и контроль со стороны общественных институтов и СМИ. В Украине любят футбол. Например, по данным CIA – "The World Factbook", хотят посещать матчи на стадионах 18021638 украинских граждан. А значит, и внимание болельщиков к процессу подготовки к чемпионату может быть бдительным. Можно предусмотреть, что любые, даже самые мелкие, коррупционные скандалы во время подготовки к "Евро–2012" будут вызывать искреннее возмущение не только у европейцев, в частности у поляков, но и у наших собственных граждан, которые, в принципе, привыкли к "тому, что кто-то украл завод". К тому же, любые "серые пятна", если они таки возникнут по ходу подготовки к "Евро–2012", могут заметить и политические оппоненты. Ведь сегодня мощно представленные в политике бизнес-группы, которые конкурируют между собой в экономической сфере, имеют свои футбольные команды с соответствующей футбольной "инфраструктурой". Например, Ахметов – почетный президент акционерного общества "Футбольный клуб "Шахтер" Донецк", Коломойский – вице-президент Федерации футбола Украины, председатель наблюдательного совета общества "Футбольный клуб "Днепр" (Днепропетровск), Тарута – председатель совета директоров корпорации "Индустриальный союз Донбасса", президент общества "Футбольный клуб "Металлург" (Донецк). Итак, такая "диверсификация" центров влияния в футболе может реально оказать содействие прозрачности решений, ведь украинский большой бизнес ни в каком случае не заинтересован в скандалах, где может ощутимо пострадать его имидж, причем не только на локальном уровне. Первые шаги "Евро–2012": организационно-координационные решения Сегодня постановляются координационные решения, которые могут опосредствованно свидетельствовать о желании власти обеспечить контроль за процессом подготовки к "Евро–2012". Например, 25 апреля был обнародован указ президента о мероприятиях по обеспечению подготовки и проведения в Украине финального турнира чемпионата Европы 2012 года по футболу, которым под эгидой президента создан организационный комитет по подготовке и проведению в Украине финального турнира чемпионата. В состав этого комитета вошли представители большого бизнеса, спортсмены, работники Секретариата. В соответствии с требованиями УЕФА, в стране, где будет происходить чемпионат, должен действовать наблюдательный совет, который будет следить за подготовкой к нему. Правда, не вполне понятно, является ли новообразованная структура таким надзорным советом, ведь в его состав не были включены представители европейских структур. Не попали в него и представители правительства (хотя, кстати, новая редакция закона о Кабинете Министров фактически делает невозможным их вхождение в разнообразные рабочие группы, создаваемые при Секретариате президента. Вместе с тем, по официальной информации, размещенной на сайте Федерации футбола Украины, фактически в день выхода указа премьер Янукович обсудил с министром по делам семьи, молодежи и спорта Виктором Коржем ход подготовки к проведению "Евро–2012" и поручил подготовить проект решения о создании еще одного оргкомитета по подготовке и проведению чемпионата. По официальным сообщениям, должен быть создан и правительственный орган, который будет заниматься координацией подготовки к "Евро–2012", а в городах, где будут проводиться матчи, – рабочие группы при областных государственных администрациях. Вместе с тем, президентский указ содержит ряд поручений Кабинета Министров и относительно образования вспомогательного органа по подготовке и проведению в Украине финального турнира чемпионата и обеспечения его взаимодействия с организационным комитетом. Надеемся, что указ прошел процедуру контрассигнации. Ведь сейчас дело касается не только взаимоотношений между секретариатами на Банковой и на Грушевского. Еще одна указная война может принести драматические последствия для имиджа Украины на международном уровне. Таким образом, президент получает возможность опосредствованно влиять на деятельность правительства в плане разработки "плана мероприятий на 2007–2012 года относительно подготовки и проведения в Украине финального турнира чемпионата Европы". В нем должны быть предусмотрены: - "...ускорение строительства, реконструкции, упорядочения стадионов, других объектов физкультурно-спортивной индустрии и инфраструктуры в городах Днепропетровске, Донецке, Киеве, Львове, Одессе и Харькове; - обеспечение надлежащего функционирования транспортной сети, аэропортов, увеличение объемов и улучшение качества транспортных услуг; - разработка комплекса мероприятий по развитию туризма на 2008–2012 года с целью создания благоприятных условий для удовлетворения потребностей болельщиков во время проведения "Евро–2012". По указу, финансирование всех этих мероприятий предусмотрено "за счет средств Государственного бюджета Украины и других источников, не запрещенных законодательством". Возможно, контроль со стороны главы государства и оргкомитета будет оказывать содействие диверсификации влияний и воспрепятствует потенциальной войне за распределение "футбольных" средств и контроль за ними. С другой стороны, опять же таки, конкуренция между центрами принятия решений может и усилиться. Кстати, точную стоимость "Евро–2012" для Украины сегодня вам не скажет никто. Эксперты говорят о миллиарде долларов, отмечая, что, например, Португалии стадионы обошлись в свое время около 700 миллионов долларов. Чиновники называют другие суммы, правда, тоже довольно значительные. Например, министр транспорта Рудьковский заявил, что только "на строительство дорог, для того, чтобы мы могли существенным образом улучшить их состояние и могли принять "Евро–2012", нам нужно минимум 15 миллиардов, я думаю, что это может быть до 25 миллиардов долларов". При этом он добавил, что эти средства можно будет привлечь у инвесторов, "если будет принят закон о строительстве дорог на концессионной основе". К слову, кое-кто из экспертов считает, что на строительство дорог может пойти даже и 60 миллиардов долларов. Правда, сложно сказать, будет ли в состоянии Украина задействовать такие средства – хотя бы на то же строительство дорог, даже и при принятии нужных законов. Ведь мощные инвесторы приходят в страну тогда, когда снижены коррупционные риски. Сегодняшнюю Украину назвать государством с низкими экономическими рисками сложно. Например, по рейтингу международной организации "Трансперенси Интернэшнл", в 2006 году индекс коррумпированности Украины составлял 2,9 по шкале от 1 до 10 (где 1 означает наиболее, а 10 – наименее коррумпированную страну). В результате, государство заняло совсем не почетное 99 место среди 163 стран. Сами граждане Украины тоже воспринимают институты отечественной власти как непременно коррумпированные. Например, по данным социологических опросов, проведенных Международным институтом социологии в июне 2006 года, 86,1% респондентов утверждали, что коррупция в Украине является распространенным явлением. Подготовка к "Евро–2012" – это, на самом деле, не только возможность поговорить о геополитической победе или возможность показать всему миру свою гостеприимность. Это шанс для украинской власти стать более европейской, а в то же время и огромный риск такой не стать вообще.
Джерело
|